Найдено 128 элементов по запросу «»

Посты блога: (107)

  • Чистяков Иван Георгиевич

    Биография Иван Георгиевич Чистяков родился в 1926 году в с. Грабово Иртышского района в семье военного. В 1943 году окончил среднюю школу г. Петропавловска. Во время прохождения службы в армии начал заниматься художественной самодеятельностью. Был ведущим концертных программ и солистом ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа. Вся его жизнь неразрывно связана с областным драматическим театром имени А.П. Чехова. Дебют на сцене театра состоялся в 1951 году в роли немецкого коммуниста Кноррэ в спектакле по пьесе Вадима Собко «Все начинается сначала». С 1955 по 1961 годы — актёр Семипалатинский Казахский музыкально-драматический театр им. Абая. С 1961 года — актёр Павлодарского областного драматического театра им. А. П. Чехова, и всю жизнь работала в этом театре, где сыграл более 300 ролей. Творчество В его репертуаре были роли из классической и современной русской и зарубежной драматургии. Ему с одинаковым успехом удавалось создавать образы комических и трагических героев. Играл в спектаклях: А. Островского «Женитьба Белугина» (П.Г. Белугин), И. Штока «Ленинградский проспект» (Скворец), К.Симонова «Русские люди», (капитан Сафонов), Н. Погодина «Третья патетическая», «Черные птицы» (Кумакин, Кормилицын), А. Арбузова «Город на заре» (И.Жмельков), Г. Мусрепова «Козы Корпеш - Баян сулу» (Карабай), М.О. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (Айдар) и др. Творчество актера отличали высокая гражданственность, высокий дар убеждения и перевоплощения, большая сценическая культура. Его партнерами были выдающиеся деятели искусства, выступавшие с гастролями на сцене павлодарского театра - Н. Мордвинов, И. Савина, В. Лановой, А. Кузнецов, Ю. Соломин, И. Смоктуновский. Много времени артист уделял общественной работе. В 1972 году открыл театр кукол при детском парке, на областном радио совместно с актером Михаилом Бушуевым вел сатирический журнал «Сквозняк». Он искренне любил своих зрителей, был хорошим другом и наставником для молодежи. На протяжении многих лет писал историю павлодарского театра. На доме, где в последние годы жил актёр (ул. Кирова, 39), в 2003 году была установлена мемориальная доска. Награды и звания Медаль «За освоение целинных земель» (1957) Почётная грамота Верховного Совета Казахской ССР (1957) Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970) Заслуженный артист Казахской ССР за выдающиеся заслуги в искусстве советского и казахского театра (1978) Орден «Знак Почёта» (1981) Орден Трудового Красного Знамени (1986) за заслуги в развитии театрального искусства республики и высокое исполнительское мастерство награждён многими боевыми и государственными медалями и др.

  • Ксения Александровна Струнина

    Биография Ксения Александровна Струнина родилась в городе Благовещенск РСФСР. В 1935 году окончила театральную студию при Амурском драмтеатре. В 1935 по 1947 годы — работала в театрах Благовещенска, Каменск-Подольска и Усть-Каменогорска. С 1947 года — актриса Павлодарского областного драматического театра им. А. П. Чехова, и всю жизнь работала в этом театре. Сыграла на сцене театра более 100 ролей: Кручинина и Катерина в пьесах А. Островского «Без вины виноватые» и «Гроза», Елена Андреевна - «Дядя Ваня» А. Чехова, Татьяна, Люба и Глафира в пьесах М. Горького «Мещане», «Егор Булычев и другие», «Последние», Джульетта и леди Капулетти в спектакле У. Шекспира «Ромео и Джульетта», Тисба - «Анжело» В. Гюго, Тоня - «Как закалялась сталь» Н. Островского, Татьяна - «Разлом» Б. Лавренева, Полина - «Мачеха» Оноре де Бальзака, Анна - «Крылья» А. Корнейчука, тетя Саша - «Так и будет» К. Симонова, Мирандолина - «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и др. На доме, где жила актриса, установлена мемориальная доска (1987 г., ул. Ак. Сатпаева, 73). Её именем названа улица в Павлодаре (1991 г., район Лесозавода). Награды и звания 1960 — Заслуженная артистка Казахской ССР, за заслуги в искусстве советского и казахского театра. 1963 — Народная артистка Казахской ССР, за заслуги в развитии советского и казахского театрального искусства и за сценические образы. Награждёна орденом «Трудового Красного Знамени» и несколькими медалями и др.

  • ПОДЖИО ЗОЯ СЕМЕНОВНА

    1910, Санкт-Петербург - 1992 Актриса театра. Заслуженная артистка Казахской ССР (1956). В 1939-1942 гг. работала в Усть-Каменогорском драматическом театре, в 1942-1945 гг. - в Рубцовском городском драмтеатре Алтайского края. В 1945-1970 годы работала в Павлодарском областном театре драмы. Сыграла более 150 различных ролей. ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ Розалия Павловна («Клоп» В.Маяковского), Сергеевна («В день свадьбы» В.Розова), Настасья Петровна («Женитьба Белугина» А.Островского), Светлова («Глеб Космачев» М.Шатрова), Кормилица («Ромео и Джульетта» В.Шекспира), Мачеха («Хрустальный башмачок» Т.Габбе), жена Берсенева («Разлом» Б.Лавренева), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А.Островского), Алехина («Шестеро любимых» Арбузова), Белиса («Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега), Лу Ши-Пин («Ураган» Цао Юня), Лагутина («Мать своих детей» А.Афиногенова). ПРИЗЫ И НАГРАДЫ Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1960) и медалями.

Смотреть все

Страницы: (21)

  • Скачать | Museum

    Online музей Аудио музей Files Name Last updated Views Favorites Contributors Музей 1 item can access Jun 16, 2019 21 0 Item Войти

  • Всадническая культура | Museum

    Всадническая культура. Ботай. Приручение лошади. ​ В 1980 году археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Виктора Зайбера обнаружили на севере Казахстана странное захоронение. За неделю работы удалось собрать более 40 тысяч артефактов. Впоследствии их количество увеличилось до 300 тысяч. Это было теперь уже всемирно известный памятник палеолита Ботай. Ботай – уникальное в мире поселение ранних коневодов Евразии. Занимает площадь 15 га на правом берегу реки Иман-Бурлук. На поверхности видны впадины от многочисленных жилищ. На памятнике вскрыто более 10 тыс. кв. м., изучено более 100 жилищ, выявлено более 300 тысяч арфектов. Жилища расположены по всей территории поселения. На Ботае обнаружено большое количество хозяйственных построек, очагов, котлованов, костей, инструментов, так как в этой местности близ воды производилась обработка шкур. Жилища располагались, в основном, в центре поселения. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Предположительно, им было известно колесо. Первый этап приручения лошади относится именно к этому периоду. Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга в связи с тем, что каждому из них было необходимо жизненное пространство, где можно было контролировать свои табуны. Ядром хозяйственных систем ботайцев было коневодство. Первые же находки, а затем и результаты экспертизы найденных костей животных ошеломили научный мир – они свидетельствовали о мировом очаге доместикации лошади. Люди впервые приручили лошадь минимум пять с половиной тысяч лет назад. Лошадь стоит особняком в числе одомашненных животных. Другой скот — коз, овец, коров и свиней — люди привязали к себе, чтобы есть их мясо и пить их молоко; эта технология позволила перейти от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Приручив коня, кочевые охотники тоже смогли перейти к оседлому образу жизни. Но одновременно одомашнивание лошадей означало первую транспортную революцию. По сути, это была первая «глобализация»: люди смогли перемещаться с немыслимой прежде скоростью, привозить грузы из недоступных ранее мест, развивать торговлю и обмениваться технологиями, созданными в разных концах Старого Света, и совершенно по-новому воевать. Учёные из Великобритании, России, Казахстана, США и Франции под руководством Алана Аутрэма из британского Университета Эксетера представили три доказательства, что лошади, кости которых в огромных количествах находят на раскопках в Ботае, были домашними. Среди авторов и российский палеозоолог Алексей Каспаров из петербургского Института истории материальной культуры. Первое доказательство, кажущееся наиболее убедительным на взгляд неспециалиста, — это следы упряжи на зубах лошадей. Казахский археолог, доктор исторических наук Виктор Зайберт, и его американская коллега Сандра Олсен из Музея естественной истории имени Карнеги (они соавторы нынешней работы) впервые нашли такие признаки износа на вторых премолярах нижней челюсти ботайских лошадей ещё в 90-х годах прошлого века. Это параллельные канавки на зубах, которые протирают, иногда до дентина, удила упряжки. Чтобы оставить такие следы на очень жёсткой эмали зуба, лошадь должна ходить в упряжи несколько лет. Следы износа на втором предкоренном зубе нижней челюсти лошади из раскопок в селе Ботай. По словам авторов, среди современных лошадей такие параллельные полоски встречаются лишь у животных, долгое время проходивших в упряжи. Этих коней точно водили под уздцы; скорее всего, на них ездили и верхом. Примерно к 3500 году до н. э. лошади уже достаточно долго были у людей в услужении — может быть, не один век. Доказательство номер 2 в списке Аутрэма и его коллег — существенное анатомическое отличие ботайских лошадей от их диких соплеменниц. Была ли это целенаправленная селекция или, напротив, сожительство с людьми в какой-то степени ослабило давление на лошадей естественного отбора диких условий — неясно, но дикие и домашние лошади явно отличаются. Учёные измерили целый набор параметров лошадиных ног вроде их длины и ширины на разных участках в костях из Ботая, костях диких лошадей, на которых охотились люди позднего палеолита, и костях из европейских поселений позднего энеолита, в которых находят стопроцентно диких лошадей (с домашними хоронили и сбрую, и даже повозки). На диаграмме, наилучшим образом разделяющей дикие и домашние популяции, ботайские лошади явно относятся к последним; например, у них более «стройные» ноги. Наконец, третье доказательство — следы молока кобылиц в глиняной посуде доисторических ботайцев.Следов этилового спирта учёные на черепках не нашли, но не исключено, что история кумыса насчитывает более пяти с половиной тысяч лет. Анализируя соотношение тяжёлых изотопов углерода и водорода в соскобах с древних черепков, авторы статьи в Science смогли не только отличить следы жирных кислот молока кобылы от молока других животных и подкожного жира лошадей, но и выяснить, что это молоко выдоили летом! Относительное содержание дейтерия (тяжёлого изотопа водорода) в молоке кобыл, полученном зимой и летом, вполне заметно отличается. Разнообразие в строении костей конечностей и росте в холке ботайской лошади свидетельствовало в пользу гипотезы одомашненного животного. Ученые сравнивали останки ботайских лошадей с костями одомашненных коней эпохи бронзы, затем вымершего предка современных скакунов — тарпана, наконец, с лошадью Пржевальского и кое-что обнаружили. Так, по данным американского ученого Дэвида Энтони, десять процентов всех изученных зубов ботайских лошадей имеют следы костяных и волосяных удил. А британский специалист Алан Оутрам, указав, что «кость нижней части передней ноги у дикой лошади короче, шире, крупнее, а у доисторической домашней лошади тоньше и мельче», пришел к заключению, что ботайцы ездили верхом. Это открытие поражает по сей день: неужели ботайцы опередили всех на целое тысячелетие? Ведь раньше считалось, что человек приручил лошадь примерно во втором тысячелетии до н.э. Таким образом, можно утверждать, что именно прирученная Ботайская лошадь, стала мощным двигателем общего прогресса человечества от групп изолятов, к единому сообществу людей. Именно Ботайская лошадь стала средством активных связей первых цивилизаций. Айви Оуэнс, геоархеолог Университета Кэмбридж (Великобритания): «Ботай – это важное открытие не только для Казахстана, но и для всего мира. Приручение коня, это настоящий переворот для человечества. Ведь все это время, до появления человека Ботайского люди только охотились за дикой лошадью и не использовали его для других целей, кроме как источник пищи. И здесь наступает переломный момент, когда люди решают использовать лошадь в целях транспортировки и тем самым, открывают человечеству целый мир.» Приручение лошади дало колоссальный толчок развитию прогресса. Когда пешее человечество оседлало коня, ход истории получил гигантское ускорение. Время и пространство обитания людей стали стремительно сокращаться. А сами люди, которые начали входить в тесный контакт друг с другом, положили начало новой цивилизации, нового мира. Памятник Ботай взят под охрану ЮНЕСКО. Признано, что Ботайская культура имеет мировое значение для разработки коренных проблем древней истории степного и лесостепного пояса Евразии. Тасмолинские находки (Павлодарская область, близ Екибастуза) Конское снаряжение из погребений Тасмолинской культуры представлено удилами и псалиями различных форм. Характерными для тасмолинской культуры являются удила: со стремевидными окончаниями и дополнительным отверстием; со стремевидными окончаниями, но без дополнительного отверстия; со стремевидно-прямоугольными окончаниями; кольчатые. Псалии также разнообразны по форме: трехдырчатые роговые и костяные; двудырчатые крючковидные; трехдырчатые бронзовые, железные и с золотой инкрустацией; трехпетельчатые. Источник происхождения удил и псалиев, видимо, следует искать в Закавказье и Передней Азии, где в конце II — начале I тыс. до н. э. бытовали самые различные виды этого снаряжения. На самых ранних из них, изготовленных из кости, удила и псалии составляли единое целое. Знакомство ранних кочевников Казахстана с этим типом узды могло произойти в VII в. до н. э. во время похода скифо-сакских племен в Переднюю Азию. Бронзовые ножи двух типов: с кольчатым в виде кольца навершием рукояти и без выделенной рукояти. Второй тип известен еще с бронзового века. Железные ножи повторяют форму бронзовых, но появляются они лишь на втором этапе тасмолинской культуры. Круглые бронзовые зеркала представлены несколькими типами: с высоким бортиком по краю диска и петлей посередине; с петлей в центре диска; с фигурной ручкой; с сильно выступающей ручкой; с боковой петлей и прямоугольным выступом. Первый тип — наиболее ранний и встречается не позже VI в. до н. э. Зеркала с рукоятью появляются в V в. до н. э. Среди десятков экземпляров типовых зеркал встречаются и единичные. Так, у зеркала из могильника Карамурун I рукоятка оканчивается изображением голов двух козлов. Есть в погребениях каменные жертвенники, выполненные из песчаника, в виде овальных и круглых чаш на ножках. Одной из наиболее распространенных находок являются глиняные сосуды. Большинство их имеет прямые или чуть отогнутые наружу венчики, плавно переходящие в полусферическое тулово с плоским дном. Все без исключения сосуды выполнены методом ручной ленточной лепки. В глиняную массу примешивали толченый гранит и кварцевый песок. Большая слоистость теста говорит о низком качестве обжига. В зубах лошади «зажаты» бронзовые стремевидные удила с трехдырчатыми псалиями. Обнаружены также остатки ремней уздечки и бронзовые бусы, а также бляшки. Главные изобретения кочевников О роли кочевников в мировой цивилизации Л. Н. Гумилёв писал: «Неправильно думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники…изобрели такие предметы, которые ныне вошли в обиход всего человечества». Степь всегда считалась мощным инновационным хабом. Сколько всего полезного придумали люди, жившие на этих землях, сегодня уже сложно подсчитать. 1. Юрта – тюркская инновация и следствие мобильного образа жизни, до этого не было разборных жилищ в том виде, в котором мы юрту понимаем (остов – кереге, уыки, покровный войлок). Были другие конструкции – шалаши, примитивные палатки, но в таком виде, чтобы она могла еще и зимой служить, в суровых условиях, не было. Юрта – это очень полезное для здоровья жилище. Круглая форма, хорошая защищенность от непогоды, удобство и уют – это очень важные признаки любого жилища кочевников. 2.Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Кочевники Евразии изготовляли из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера, но и снаряжение, одежду, утварь. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д. 3.Кочевники создали такой вид одежды, как штаны. В древние времена люди в основном носили ниспадающие одежды, похожие на длинные рубахи или платья. Но в платье ездить на лошади неудобно. 4. Сапоги для верховой езды. Ещё одно изобретение кочевников — кожаные сапоги для верховой езды. Сапоги необходимы для защиты ног всадника от трения о лошадиную шкуру. Так же как и стремена, сапоги получили быстрое распространение по всему миру. Изначально обувь изготовлялась без каблуков . Из-за этого нога всадника проваливалась в стремя. Чтобы избежать этого, до появления каблука стремена делали с носком для ноги. Каблук на обуви появился в позднем средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году . Слово «каблук» вероятно заимствовано из тюркского языка , в котором имелось слово «kabluk»; тюркское слово «kabluk» происходит от арабского слова «kab» — «пята», «пятка». 5.Застежка для ремней. Очень простое, но совершенно гениальное изобретение! 6.Приручение лошади, первенство в котором также принадлежит кочевникам, повлекло изобретение конской упряжи. Стремя - седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды . Изобретено во II - IV вв. кочевниками и быстро распространилось по всему миру. Благодаря использованию стремян у всадников появилась возможность наносить сабельные удары и более точно поражать противника из лука . Это позволило кочевникам изменить тактику и стратегию военных действий, поменять вооружение. Удила – деталь узды. Появились в конце бронзового века, когда лошадь стали использовать в качестве транспортного животного. Седло - высокое седло для ведения боя. До сих пор казахи используют седло особого типа, у него высокая передняя часть, чтобы удобно сидеть на лошади и можно было использовать лук, копье. Это придумали и реализовали тюрки, что обеспечило им небывалое ранее могущество. Изогнутая сабля - до изобретения стремян, невозможно было использовать изогнутый меч. Стремена – это возможность встать и, опираясь на них, с максимальным усилием рубануть саблей по врагу. Сила удара возрастает многократно. 7. Доспехи для лошади. Они придумали так называемые ламеллярные доспехи, или защитную броню для коня и всадника. Это такие пластины, которые защищали их в бою, для того времени изобретение по значимости было сродни появлению атомной бомбы. 8.Тюрки первыми в Центральной Азии начали плавить железо, это был их главный секрет. Благодаря Жужаньскому каганату, который славился своими металлургами, но был покорен тюрками и на основе которого возник Тюркский каганат, начинается массовое производство железа . Китайцы в то время еще использовали бронзовое оружие , которое по прочности было слабее. Это изобретение было конкурентным преимуществом местного населения. 9. Считается, что на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры в степи уже использовали колесницы. Их появление произвело фурор, революцию в военном деле. Очевидно, что у населения, не имеющего опыта использования лошадей, такого изобретения просто не могло возникнуть. Вообще наличие лошади дало толчок к появлению очень многих полезных не только в бою вещей. Степная конструкция древних повозок была основана на тех же технологиях, что и юрта. Жердь поливали горячей водой и после нагрева сгибали в круг – шанырак, это классическая технология, которую изобрели в степи. В пятом Пазырыкском кургане (IV в. до н. э.) было найдено 4 типа повозок. Есть масса свидетельств на эту тему в древних письменных источниках, в я считаю, что это большая сенсация. той же Ассирии, у египтян, которые, очевидно, восприняли колесницу вместе с гиксосами, это было почти на 500 лет позже, чем она появилась в степи. Кстати, сейчас под Павлодаром нашли интересную находку. Впервые обнаружена кимакская повозка развитого средневековья (XII век) с установленной на ней юртой. Вся конструкция благодаря уникальной технологии реставратора Крыма Алтынбекова скоро будет представлена общественности. Это уникальный случай, ведь нигде на территории степей Евразии юрт на колесах не находили. Мы только знаем, что средневековые путешественники Марко Поло, Гильом де Рубрук писали, что степняки ставили юрты на колеса, это были их передвижные жилища, но материальных свидетельств раньше не было… 9.Продукты питания, также связанные с мобильностью, – это, конечно, продукты питания длительного хранения, которые позволяли не зависеть от холодильников, от погребов. Они обеспечивали автономность, абсолютную свободу в бескрайней степи, подвижность, позволяли быть независимыми от табуна, отары, от кочевья. Кумыс, курт, жая – продукты длительного хранения , это конкурентное преимущество позволяло жителям степей совершать длительные походы и обеспечивать пропитанием еще и караваны с грузами. Пять тысяч лет назад пастухи-кочевники процедили скисшее молоко, высушили осадок и получили впервые сыр. Он хорош тем, что под воздействием температуры не теряет своих качеств, содержит витамины, кальций и жиры. Исследуя останки лошадей поселения Ботай, ученые обнаружили молекулы кумыса. Последствия. 1.Транспортная революция. Развитие коммуникаций и торговли. Самая знаменитая трансконтинентальная дорога в истории Центральной Азии и Евразии – это, конечно, ВШП, и вот здесь много чего придумали тюрки. Они создали первую империю на территории Евразии, которая связала все степи и самые крупные очаги цивилизации, существовавшие на рубеже новой эры и в первой половине I тысячелетия. Тюрки смогли себя впервые в истории проявить тем, что создали огромную империю. Тюркская империя была изначально кочевая, потому что объединяла народы, которые двигались в степи. Мы иногда забываем, что основа цивилизации казахов и тюрков – это степь. Империя тюрков – образец того, как можно построить в условиях суровой климатической природной среды успешное государство, которое соединяло границы Китая и Причерноморья, Балканы, Южную Европу, где развивались многие тренды того времени. Тюрки не просто контролировали ВШП, они придумали караванные города – это были своего рода сухие порты. Там были ремонтные мастерские, сервисные склады, питание, обеспечение для караванщиков. Представьте, что такие караваны раньше в день могли идти не более 30 километров. И это все создавало империю тюрков, которые обслуживали и охраняли Шелковый путь. Причем большая ошибка думать, что по нему только верблюды шли, были еще и фуры того времени, на которых грузы перево­зились, и здесь у тюрков тоже были большие достижения. По китайским источникам известно тюркское племя хунтайджи-чернотележники, которое умело изготавливать повозки с большими колесами, – это союз племен теле, или тегрек, который сформировался до Тюркского каганата, часть его потом вошла в каганат. Они славились как знатные производители крепких повозок на больших колесах и хорошо проявили себя в плане создания инфраструктуры ремонтной базы повозок, которые использовались на ВШП. Все эти инновации пригодились на ВШП для его функционирования как экономической модели для огромной территории, которая исторически существовала многие тысячелетия и стала образцом прогресса, поступательного развития и в наше время. 2.Создание армии нового типа, перевооружение, тяжелая конница. 3.Создание кочевой цивилизации.

  • Рухани Жаңғыру

    Программная статья Нурсулатана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» была опубликована 12 апреля 2017 года. ГУ "Школа-лицей №8 для одарённых детей" представляет вашему вниманию обзор проделанной за 3 года работы. Статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ​ Казахстан вступил в новый исторический период. ​ В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана. ​ Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. ​ Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. ​ Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно. ​ Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной. ​ Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ. ​ Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей. Читать статью полностью ПРОЕКТ «НОВОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ. 100 НОВЫХ УЧЕБНИКОВ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ» На основании предложений вузов сформирован первоначальный список учебников в количестве 800 наименований. ​ Отбор в соответствии с выработанными критериями осуществлялся 17 рабочими группами , с привлечением более 90 специалистов. ​ Для реализации перевода на казахский язык, издания и распространения учебников создан некоммерческий фонд «Ұлттық аударма бюросы». ​ Перевод осуществлялся без сокращений, дополнений и изменения смысла исходного текста. Обеспечен перевод всех показателей, рисунков, схем и таблиц на государственный язык. ​ В 2017 году переведены на государственный язык и представлены на CD-дисках 18 лучших мировых учебников в области социально-экономического и гуманитарного знания. ​ Запущен официальный сайт проекта 100kitap.kz . На сайте размещена детальная информация о проекте, список переведенных книг с описанием, а также состав рабочих групп. ПРОЕКТ «ТУҒАН ЖЕР» Проект «Туған жер» состоит из четырех подпрограмм: «Тәрбие және білім», «Атамекен», «Рухани Қазына», «Ақпарат толқыны». «Тәрбие және білім» – воспитание гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма. «Атамекен» – укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины. «Рухани Қазына» – возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края. «Ақпарат толқыны» – создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов. ​ В рамках проекта реализовано более 700 проектов по всей республике. ​ За счет меценатов получено более 51 млрд. тенге спонсорской помощи. ​ В 2017 году в рамках краеведческой работы благоустроено и восстановлено 735 объектов. ​ Всего в рамках проекта «Туған жер» введено в эксплуатацию 1438 объектов. ПРОЕКТ ПО ПЕРЕХОДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА НА ЛАТИНИЦУ В рамках подготовки и предварительного обсуждения проекта нового алфавита проведено более 20 научно-практических и научно-методических форумов, в которых приняло участие более 2,5 тысяч ученых и общественных деятелей. ​ Для вовлечения общества и его информирования о проводимой работе было опубликовано около 2 тыс. статей в СМИ, более 1800 содержательных материалов в социальных сетях. ​ Разработанный вариант алфавита был презентован на Парламентских слушаниях «О вопросах введения единого стандарта алфавита государственного языка на латинской графике», которые состоялись 11 сентября 2017 года. ​ Итоговый единый стандарт казахского алфавита на латинской графике был представлен в ходе встречи Главы государства с членами рабочей группы 9 октября 2017 года. ​ 19 февраля 2018 года утвержден Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 26 октября 2017 года № 569 «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику». Указом утверждена новая редакция алфавита. ​ Для организации дальнейшей работы по проекту – внедрению нового алфавита в различных сферах была создана Национальная комиссия по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику. ​ В марте 2018 года Распоряжением Премьер-Министра утвержден План мероприятий по поэтапному переводу алфавита казахского языка на латинскую графику до 2025 года. ПРОЕКТ «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАЗАХСТАНА» На базе Национального музея РК создан Центр «Қасиетті Қазақстан». ​ В рамках проекта создан Научно-экспертный совет из 40 ученых и общественных деятелей по отбору и систематизации общенациональных и локальных сакральных мест. ​ Разработан Список объектов общенационального и регионального значения, выявлены 185 объектов общенационального значения с аннотациями. ​ Разработана Виртуальная карта сакральных объектов с 3d турами по сакральным объектам общенационального значения. На карте дается краткая и полная информация об исторических объектах. ​ В производстве находятся 4 фильма о Сакральных объектах Казахстана с дублированием на 5 языках ООН. ​ Запущен совместный проект с National Geographic, Viasat History, Discovery по съемке научно-популярного документального фильма «Күлтегін». ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННАЯ КАЗАХСТАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ» Проект нацелен на выстраивание системной работы по популяризации казахстанской культуры за рубежом, формированию устойчивых каналов межкультурного обмена. ​​ В рамках проекта осуществлены сбор и систематизация произведений казахстанской культуры, созданных в период независимости Казахстана, отличающихся новизной, оригинальностью, а также отвечающих эстетическим и художественным вкусам современного общества. В области литературы были отобраны 193 произведения. «Театр, кино и хореография» - 56 произведений. «Классическая и традиционная музыка» - 66 исполнителей. «Изобразительное искусство» - 177 произведений известных мастеров и современных художников. ​ В 2017 году в Штаб-квартире UNESCO в Париже состоялась презентация Программы «Рухани жаңғыру». В рамках презентации проведены различные мероприятия, продемонстрировавшие зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры. ​ В целях популяризации отечественного кинематографа проведены Дни казахстанского кино в США и Италии с показом 7 кинокартин. Для продвижения отечественных достижений классической и народной музыки организованы зарубежные гастроли 7 ведущих творческих коллективов в 10 странах Европы и Азии. Реализован проект Dalatunes – интернет-ресурс, обеспечивающий доступ в цифровом формате к лучшим казахстанским музыкальным произведениям. В течение 2017 года загружено 13 тыс. музыкальных произведений, 1,2 тыс. нот и 1,7 тыс. аккордов. Разработан и находится на стадии запуска проект онлайн-радио Dala sazy, который будет знакомить отечественную и зарубежную аудиторию с казахстанской музыкой различных жанров. В настоящее время ведется работа по переводу на английский язык антологий по жанрам литературы «проза» и «поэзия». Организован Первый Международный литературный конкурс «Рух», нацеленный на выявление новых талантливых авторов и произведений, способных представлять отечественную литературу на высоком уровне. В Государственном музее искусств им. А.Кастеева из общего музейного фонда 24 813 единиц оцифровано 13 700 единиц. В Центральном государственном музее РК оцифровано 39 602 единиц (из общего фонда 266 500 единиц). ПРОЕКТ «100 НОВЫХ ЛИЦ КАЗАХСТАНА» В голосовании было представлено 302 кандидата из всех регионов Казахстана, по 6 категориям согласно их сферам деятельности: наука – 45 человек, спорт – 42 человека, общество – 85 человек, медицина – 46 человек, культура – 37 человек и бизнес – 47 человек. По итогам голосования более 340 тысяч казахстанцев отдали 1 миллион 376 тысяч голосов за своих фаворитов. Всенародное онлайн-голосование определило 102 победителя проекта «100 новых лиц Казахстана». 1 декабря 2017 года была проведена встреча Главы Государства с участниками Проекта, в рамках которого выступили представители различных сфер деятельности: «Культура», «Наука», «Медицина», «Бизнес», «Общество».​ ТЕСТ й

Смотреть все